?

Log in

No account? Create an account
Бродский - Pavel Filippov
January 7th, 2010
01:16 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Бродский
Presepio (Ясли)

Младенец, Мария, Иосиф, цари,
скотина, верблюды, их поводыри,
в овчине до пят пастухи-исполины
- все стало набором игрушек из глины.



В усыпанном блестками ватном снегу
пылает костер. И потрогать фольгу
звезды пальцем хочется; собственно, всеми
пятью - как младенцу тогда в Вифлееме.

Тогда в Вифлееме все было крупней.
Но глине приятно с фольгою над ней
и ватой, розбросанной тут как попало,
играть роль того, что из виду пропало.

Теперь Ты огромней, чем все они. Ты
теперь с недоступной для них высоты
- полночным прохожим в окошко конурки
из космоса смотришь на эти фигурки.

Там жизнь продолжается, так как века
одних уменьшают в объеме, пока
другие растут - как случилось с Тобою.
Там бьются фигурки со снежной крупою,

и самая меньшая пробует грудь.
И тянет зажмуриться, либо - шагнуть
в другую галактику, в гулкой пустыне
которой светил - как песку в Палестине.

Декабрь 1991


Спасибо/via masson, раньше его не читал. Это я туплю, или из стиха и правда непонятно, кто это "Ты" — читатель или Бог?

Current Music: Battles - Leyendecker

(11 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:swilf
Date:January 7th, 2010 11:52 am (UTC)
(Link)
Очевидно, Бог.
Если б не сказал, что это Бродский, я б ни за что не догадался.
[User Picture]
From:emdin
Date:January 7th, 2010 11:57 am (UTC)
(Link)
А почему тогда "теперь Ты огромней..."? Тогда, что ли, был меньше?
[User Picture]
From:swilf
Date:January 7th, 2010 12:03 pm (UTC)
(Link)
Тогда он был частью сцены, потом перестал, и постепенно рос, и рос, и рос, и стал тем, что вмещает и сцену, и все остальное. Христианин, кстати, помня о "В начале было Слово...", так не написал бы.
[User Picture]
From:emdin
Date:January 7th, 2010 12:25 pm (UTC)
(Link)
Да, постанова скорее иудастическая. У христиан, если я правильно понимаю, всё же Христос фигура центральная и волшебная, по сравнению с его, извините за выражение, ветхозаветным альтер-эго.
[User Picture]
From:swilf
Date:January 7th, 2010 12:36 pm (UTC)
(Link)
М? По мне, так постанова вполне себе атеистическая. Кажется, Бог существует только внутри стихотворения и с единственной целью: служить трамплином для точки зрения. Точки зрения в буквальном смысле этого словосочетания (стихотворение очень зрительное). Ну, чтобы выстрелить точкой зрения автора и читателя туда, наружу, вверх.
[User Picture]
From:anna_brazhkina
Date:January 7th, 2010 09:07 pm (UTC)
(Link)
Ребзя! "Теперь" - имеется в виду Рождество, календарный праздник, когда это выпячено. Это слово безо всяких умностей.
Совершенно согласна с swilf, что тут постановка вопроса скорей "атеистическая".
А как ты думаешь - Бродский в Бога верил?
[User Picture]
From:emdin
Date:January 7th, 2010 09:16 pm (UTC)
(Link)
Думаю, что нет, но это слишком простой ответ на такой вопрос. Мне не по чину проникать в такие подробности.

На мой холопский розум -- он восхищался красотой того, что было посвящено Церкви, но Бог как концепция для него был слишком простым ответом. В своих эссе он бесконечный и восторженный созерцатель культуры и его постоянный мотив это Время (и поэзия, как голос времени) и Наблюдатель. Бог ему, если можно так выразиться, менее интересен.
[User Picture]
From:emdin
Date:January 7th, 2010 09:20 pm (UTC)
(Link)
И ещё язык, конечно!

Мой любимый отрывок из "поклониться тени":

Оден действительно сказал, что время (вообще, а не конкретное время) боготворит язык, и ход мыслей, которому это утверждение дало толчок, продолжается во мне по сей день. Ибо "обожествление" -- это отношение меньшего к большему. Если время боготворит язык, это означает, что язык больше, или старше, чем время, которое, в свою очередь, старше и больше пространства. Так меня учили, и я действительно так чувствовал. Так что, если время -- которое синонимично, нет, даже вбирает в себя божество -- боготворит язык, откуда тогда происходит язык? Ибо дар всегда меньше дарителя. И не является ли тогда язык хранилищем времени? И не поэтому ли время его боготворит? И не является ли песня, или стихотворение, и даже сама речь с ее цезурами, паузами, спондеями и т. д. игрой, в которую язык играет, чтобы реструктурировать время? И не являются ли те, кем "жив" язык, теми, кем живо и время? И если время "прощает" их, делает ли оно это из великодушия или по необходимости? И вообще, не является ли великодушие необходимостью?

Несмотря на краткость и горизонтальность, эти строчки казались мне немыслимой вертикалью. Они были также очень непринужденные, почти болтливые: метафизика в обличии здравого смысла, здравый смысл в обличии детских стишков.


Edited at 2010-01-07 09:20 pm (UTC)
[User Picture]
From:anna_brazhkina
Date:January 7th, 2010 09:54 pm (UTC)
(Link)
Убедительно. Во всяком случае, что такое "обожествлять" он точно знал.
[User Picture]
From:anna_brazhkina
Date:January 7th, 2010 09:02 pm (UTC)
(Link)
Какое удивительное предположение, что читатель и Бог могут путаться, Паш! Как это правильно. Думаю, Бродский до этого не додумался :).
[User Picture]
From:emdin
Date:January 7th, 2010 09:09 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется, что он закладывал и это тоже. Хотя бы потому, что Он в качестве читателя его вполне устраивал. -)
emdin-here.ru Powered by LiveJournal.com