Pavel Filippov (emdin) wrote,
Pavel Filippov
emdin

Category:

Это война

История с Мишей всё-таки заставила меня высказаться чуть более полно, чем я обычно себе позволяю.



Спускаясь с тех высот, где мыслит свет
Где над вращеньем сфер есть горние сады
Огнем проносится лик будущего в маске.

Аполлинер


1. Александр Бард в книге Netocracy вводит понятие о новом социальном классе нетократов, идущем на смену буржуазии. Основной ценностью для представителей этого класса является не собственность или власть, но информация, доступ к ней и её распространение.

2. В современной глобальной сети наиболее остро проявляется центральный конфликт нашего времени – конфликт прошлого и будущего. Прошлое в сети олицетворяют частные лица и сообщества, для которых характерно патриархальное, традиционное представление о личности, власти, собственности и информации; будущее, соответственно, "нетократы" (или по Ричарду Флориде, "креативный класс"). "Агенты прошлого" переносят свои представления о жизни (неважно, насколько верные или этичные) на сеть, что приводит их к множащимся столкновениям с агентами будущего.

3. Этот конфликт не имеет этической компоненты. В нём нет плохих и нет хороших. Будущее несёт безусловное благо только в наших упрощённых мечтах. Будущее – это то новое, что нам непонятно; оно сложнее и, порой, страшнее настоящего. Но и отменить его нельзя, как нельзя затолкать под землю растущее дерево.

4. Этот конфликт происходит не только в сети. Весь наш мир пронизан пересекающимися островками прошлого и будущего. Западные медиа-коропорации, пытающиеся контролировать распространение информации, являются, по сути, теми же агентами прошлого, что и люди, подающие в суд за текст в личном блоге.

5. Из википедии вы можете узнать, что Миша Вербицкий - это российский математик, культуролог, публицист и писатель. Что он основатель независимого музыкального лейбла «Ур-Реалист», на котором публикуется экспериментальная и разноплановая музыка, и что с 1998 года «Ур-Реалистом» было издано более 40 альбомов, в том числе таких групп как «Гражданская оборона» и «Рада и Терновник». Что в своё время он выпускал сетевые альманахи End of the World News, Ужас и моральный террор, :ЛЕНИН: и настоящий детский журнал Барсук.

6. Возможно, вы узнаете ещё и том, что он создал в своё время единственную работающую альтернативу Живому Журналу, полностью лишённую какой-либо цензуры. И что этот проект до сих пор поддерживается им на свои собственные деньги, без каких бы то ни было спонсорских или рекламных поступлений.

7. Но википедия вам не скажет о том, что Миша не просто сетевой активист, а один из основателей современного рунета, публичный интеллектуал в полном значении этого слова – в смысле Хомского или Фуко или Докинза – создатель смыслов и контента.

8. Википедия вам ничего не расскажет о форумах Usenet, гостевой "Арктогеи", первом "Русском Журнале", "MegaZephalNews", here.ru, и о том, что для внимающей аудитории того времени эти ресурсы значили не меньше, чем какой-нибудь нью-йоркский клуб CBGB для любителей музыки того времени. Вы не узнаете о том, какое мощное влияние вся та «другая» информационная сцена имела на тех, кому было недостаточно благоглупостей или просто глупостей, которыми пытался накормить её тогдашний мейнстрим. О том, какие странные люди стояли у истоков русскоязычной сети. Впрочем, об этой сцене можно написать отдельную статью, и, надеюсь, она будет написана. Я же хотел сказать о другом.

9. Люди, почему-то, думают, что публичный мыслитель – это такой благообразный старик в тоге, изрекающий философские афоризмы (в идеале – на уровне историй анекдот.ру, что-нибудь остроумное, но не слишком заумное про жизнь, деньги и женщин). Афоризмы ему полагается излагать непременно высоким литературным стилем, без единого бранного слова. Наша публика застенчива, как смолянка, но образована куда хуже – она привыкла читать слова, а не текст. Поэтому, её легко шокировать словом ж.па до такой степени, что следующие за этим словом концепции любой степени сложности не будут зафиксированы её сознанием. Таким людям достаточно, что тот же Миша "ругается плохими словами" и хочет "всех расстрелять". Им не удаётся пробиться на уровень, собственно, смысла, их отпугивает внешняя форма. (Тем хуже для них.)

10. Другое заблуждение – о том, что философское учение непременно должно соответствовать представлениям читателя об этике. Изрекаемые мысли должны строиться в очередной канон уважения старших, скромности младших, пользы производительного труда, вреде фривольного поведения, и прочих обывательских представлений «о благородном». Если следовать этой установке, то из истории философии летят вверх тормашками Ницше, Маккиавелли, Розанов и прочие неприятные ребята. Идея о том, что производитель смыслов должен быть благороден и добр, схожа с тем расхожим заблуждением, что живопись должна быть понятна любому зрителю, красиво нарисована, сюжетно устремлена к абстрактному добру и главными её мастерами являются Глазунов, Шилов и Борис Вальехо.

11. Публичный интеллектуал, как правило, фигура неприятная. Он будоражит. Он мешает нам жить в рамках привычных представлений. Он, как правило, не предлагает никаких внятных рецептов переустройства жизни к лучшему, но, как библейский пророк, бичует наши язвы – наше невежество, нашу косность, наше нежелание развиваться и жить в будущем (в котором он сам уже находится). Он высказывает идеи, совершенно безумные или, во всяком случае, непонятные нам – и это очень обидно. А так как его, как правило, мало кто понимает и принимает, то он становится зол, язвителен, и плохо переносим в личном общении.

12. Многое из того, что пишет Миша, лично мне не нравится. Меня часто раздражает его манера подачи материала, его верхоглядство и тенденциозность. На мой взгляд, он чрезмерно увлекается онтологическим терроризмом (что по его же собственному определению означает «…активную пропаганду абсурдных концепций и верований, в надежде подорвать онтологические основы общественного бытия»). Мне он очень неудобен. Но все эти мои претензии – суть мои личные претензии к ценному автору. Существо, которое свои личные идеологические претензии решает не путём дискуссии, а путём юридического преследования, побуждает меня вспомнить слова ещё одного спорного мыслителя – “The slaves shall serve”.

13. И тут мы, наконец-то, добираемся до сути дела. Конфликт между Мишей Вербицким и престарелым клоуном К. – это не просто очередной маразм современной российской жизни. Это один из тех показательных конфликтов, которые возникают там, где прошлое и будущее вынужденно делят жизненное пространство. Прошлое пытается оперировать устаревшими юридическими и псевдоэтическими концепциями, которые для него ценны не сами по себе, а как отмычки в попытке добыть желаемый ресурс, в данном случае, авторитет и повышенный статус в глазах общества. (Агентам прошлого невдомёк, что статус в сети добывается не угрозами или по решению суда, но постоянным созданием контента, устойчиво ценного в глазах аудитории.)

14. То, что Миша является агентом будущего, не означает, что победа всегда автоматически останется за ним. Будущее побеждает и равнодушно уходит своей дорогой только в оптимистическом финале романа братьев Стругацких. В нашем же тварном мире прошлое вполне может победить здесь и сейчас. Так была разрушена Римская империя, так исчез Кордовский Халифат, так недавно обрушился в средневековый мрак шахский Иран. Так же и в некотором секторе сети на неопределённый срок может восторжествовать средневековье, с его ханжеством, пуризмом, нетерпимостью к чужому мнению, войнами кланов, ненавистью к науке и людям знания, слепым доверием к официальным авторитетам, истовым желанием пробиться к источнику власти и денег.

15. Можно ли что-то сделать, чтобы помешать этому – не знаю. Порой мне кажется, что единственный выход – создание новой Телемской обители, с единственным её законом «Делай, что хочешь» и глубоким рвом вокруг, в котором любители решать споры с помощью личного или государственного насилия смогли бы общаться с крокодилами, ближайшими своими родственниками. Но история показывает, что отгораживание никогда не было эффективной длящейся стратегией противостояния. У меня нет решения. Но его надо найти, если мы не хотим, чтобы новые варвары пасли коз на развалинах Вавилонской библиотеки.

16. А пока что – на Михаила Вербицкого подан иск в Нагатинский районный суд города Москвы, а площадка lj.rossia.org подвергается массированным ddos нападениям. Прошлое атакует.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments