Бродский - Pavel Filippov
[Recent Entries][Archive][Friends][Profile]
01:16 pm
[Link] |
Бродский
Presepio (Ясли)
Младенец, Мария, Иосиф, цари, скотина, верблюды, их поводыри, в овчине до пят пастухи-исполины - все стало набором игрушек из глины.
В усыпанном блестками ватном снегу пылает костер. И потрогать фольгу звезды пальцем хочется; собственно, всеми пятью - как младенцу тогда в Вифлееме.
Тогда в Вифлееме все было крупней. Но глине приятно с фольгою над ней и ватой, розбросанной тут как попало, играть роль того, что из виду пропало.
Теперь Ты огромней, чем все они. Ты теперь с недоступной для них высоты - полночным прохожим в окошко конурки из космоса смотришь на эти фигурки.
Там жизнь продолжается, так как века одних уменьшают в объеме, пока другие растут - как случилось с Тобою. Там бьются фигурки со снежной крупою,
и самая меньшая пробует грудь. И тянет зажмуриться, либо - шагнуть в другую галактику, в гулкой пустыне которой светил - как песку в Палестине.
Декабрь 1991 Спасибо/via masson, раньше его не читал. Это я туплю, или из стиха и правда непонятно, кто это "Ты" читатель или Бог?
Current Music: Battles - Leyendecker
|
| |
| ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/36527039/304158) | From: | swilf |
Date: | January 7th, 2010 11:52 am (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
Очевидно, Бог. Если б не сказал, что это Бродский, я б ни за что не догадался. ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/1161877/286772) | From: | emdin |
Date: | January 7th, 2010 11:57 am (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
А почему тогда "теперь Ты огромней..."? Тогда, что ли, был меньше? ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/36527039/304158) | From: | swilf |
Date: | January 7th, 2010 12:03 pm (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
Тогда он был частью сцены, потом перестал, и постепенно рос, и рос, и рос, и стал тем, что вмещает и сцену, и все остальное. Христианин, кстати, помня о "В начале было Слово...", так не написал бы. ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/1161877/286772) | From: | emdin |
Date: | January 7th, 2010 12:25 pm (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
Да, постанова скорее иудастическая. У христиан, если я правильно понимаю, всё же Христос фигура центральная и волшебная, по сравнению с его, извините за выражение, ветхозаветным альтер-эго. ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/36527039/304158) | From: | swilf |
Date: | January 7th, 2010 12:36 pm (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
М? По мне, так постанова вполне себе атеистическая. Кажется, Бог существует только внутри стихотворения и с единственной целью: служить трамплином для точки зрения. Точки зрения в буквальном смысле этого словосочетания (стихотворение очень зрительное). Ну, чтобы выстрелить точкой зрения автора и читателя туда, наружу, вверх. Ребзя! "Теперь" - имеется в виду Рождество, календарный праздник, когда это выпячено. Это слово безо всяких умностей. Совершенно согласна с swilf, что тут постановка вопроса скорей "атеистическая". А как ты думаешь - Бродский в Бога верил? ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/1161877/286772) | From: | emdin |
Date: | January 7th, 2010 09:16 pm (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
Думаю, что нет, но это слишком простой ответ на такой вопрос. Мне не по чину проникать в такие подробности.
На мой холопский розум -- он восхищался красотой того, что было посвящено Церкви, но Бог как концепция для него был слишком простым ответом. В своих эссе он бесконечный и восторженный созерцатель культуры и его постоянный мотив это Время (и поэзия, как голос времени) и Наблюдатель. Бог ему, если можно так выразиться, менее интересен. ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/1161877/286772) | From: | emdin |
Date: | January 7th, 2010 09:20 pm (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
И ещё язык, конечно!
Мой любимый отрывок из "поклониться тени":
Оден действительно сказал, что время (вообще, а не конкретное время) боготворит язык, и ход мыслей, которому это утверждение дало толчок, продолжается во мне по сей день. Ибо "обожествление" -- это отношение меньшего к большему. Если время боготворит язык, это означает, что язык больше, или старше, чем время, которое, в свою очередь, старше и больше пространства. Так меня учили, и я действительно так чувствовал. Так что, если время -- которое синонимично, нет, даже вбирает в себя божество -- боготворит язык, откуда тогда происходит язык? Ибо дар всегда меньше дарителя. И не является ли тогда язык хранилищем времени? И не поэтому ли время его боготворит? И не является ли песня, или стихотворение, и даже сама речь с ее цезурами, паузами, спондеями и т. д. игрой, в которую язык играет, чтобы реструктурировать время? И не являются ли те, кем "жив" язык, теми, кем живо и время? И если время "прощает" их, делает ли оно это из великодушия или по необходимости? И вообще, не является ли великодушие необходимостью? Несмотря на краткость и горизонтальность, эти строчки казались мне немыслимой вертикалью. Они были также очень непринужденные, почти болтливые: метафизика в обличии здравого смысла, здравый смысл в обличии детских стишков.
Edited at 2010-01-07 09:20 pm (UTC) Убедительно. Во всяком случае, что такое "обожествлять" он точно знал. Какое удивительное предположение, что читатель и Бог могут путаться, Паш! Как это правильно. Думаю, Бродский до этого не додумался :). ![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/1161877/286772) | From: | emdin |
Date: | January 7th, 2010 09:09 pm (UTC) |
---|
| | | (Link) |
|
Мне кажется, что он закладывал и это тоже. Хотя бы потому, что Он в качестве читателя его вполне устраивал. -) |
|